Дюкеры

дюкеры параллельно друг другу

Дюкер представляет собой напорный участок трубопровода. Сфера применения дюкеров весьма разнообразна. Обычно подводный переход прокладывается под руслом водоема или же по дну оврага. Его эффективно используют также под железной дорогой или автомобильной магистралью. Дюкер повсеместно применяют в системах водопровода и орошения. Нашел он своё применение также и в гидроэнергетических конструкциях и магистральных нефтепроводах. В данной технологии различают одноочковые и многоочковые дюкеры. Одноочковые дюкеры состоят из одной трубы. Многоочковые - две и более трубы. Они, как правило, круглого или прямоугольного поперечного сечения. Дюкеры изготавливаются из стальных или железобетонных труб. Наибольшей популярностью в последнее время пользуются напорные полиэтиленовые трубы.

Движение потока воды внутри дюкера осуществляется при помощи насосов или же самотеком. При этом используются разности отметок местности. Это либо самотечные, либо гравитационные дюкеры. Основная характеристика дюкера — максимальная пропускная способность. Расход воды определяет размеры его поперечного сечения.

Основные требования к проектированию дюкеров:

  • Дюкеры устанавливают перпендикулярно оси водного потока. Они оформлены в несколько рабочих линий из металлических труб. Их диаметр не должен превышать 200 мм в диаметре. Все они покрыты специальным защитным покрытием;
  • в начальной и конечной точках прокладки дюкера два берега зафиксированы железобетонными плитами;
  • угол наклона переднего края дюкера соответствует 20° к горизонту;
  • все работы по организации дюкеров через водоемы с целью подачи воды населению, в том числе методом горизонтально направленного бурения гнб, необходимо скоординировать с санэпидстанцией района; 
  • в местах переходов, с самой высокой точкой, фиксирующей уровень воды, устанавливают колодцы и переключения с задвижками;
  • в канализационном трубопроводе обязательно должны быть затворы;
  • при прокладке дюкера следует рассчитать наименьшую его длину и глубину заложения труб;
  • трассу следует проводить в самых удобных местах дна, а также учитывать состояние грунта;
  • следует выбирать устойчивые места пересечения берега и дно реки;
  • аварийные выпуски строят после разрешения санэпидстанцией, все это не должно нарушать экологический баланс;
  • отметку планировки у камер перехода берут на 0,5 м выше уровня высоких вод обеспеченностью 3 %;
  • прокладку дюкера должны проверить водолазы и составить отчет с последующем оформлением соответствующей документации;
  • дюкеры сооружаются только с разрешения Министерства речного флота и СЭС.